Black Sabbath
история группы
Изменения состава:
1973: в качестве "гостя" на клавишных вместе с Iommi работает Rick Wakeman (Yes, solo).
1975: приглашен "свободный" клавишник Gerald Woodroffe (позднее - "штатный" органист сольных проектов Robert Plant (from Led Zeppelin ).
1977: Вудрафф заменен на Don Airey (ex-Colosseum, позднее - Ozzy Osbourne, Rainbow, Whitesnake и другие).
1979: из группы за регулярное пьянство отчислен Ozzy Osbourne. На его место принят Ronnie James Dio (ex-Rainbow, позднее - соло). Также в штат группы принят на постоянную работу клавишник Geoff Nicholls.
1981: по болезни покидает группу Билл Уорд, его заменяет Vinny Appice (позднее - Dio).
1983: Дио начинает сольную карьеру, вместо него приглашен Ian Gillan (заглавная ария в рок-опере "Jesus Christ Superstar", Deep Purple , solo). Возвращается в строй Bill Ward.
1984: в возродившийся Deep Purple возвращается Гиллан, собирается начать соло- карьеру Батлер в составе Geezer Butler Band (неудачно - не было выпущено ни одного альбома), покидает рок-сцену вообще в результате заболевания сердца Билл Уорд. В составе остаются лишь Iommi и Nicholls. После множества различных проб и поисков для записи очередного альбома остаются Glenn Hughes (vocals, ex-Trapeze, Deep Purple , позднее - соло), Dave Spitz (bass), Eric Singer (drums, позднее - Kiss).
1987: Йомми и Николс вновь целиком меняют состав музыкантов. Теперь это: Tony Martin (vocals), Bev Bevan (из ELO, ранее уже неоднократно помогавший своему другу Йомми на концертах вместо больного Уорда, drums) и Bob Daisley (Rainbow, Ozzy Osbourne, bass).
1989: меняются басист: Laurence Cottle (ex-Alan Parsons Project) и ударник: Cozy Powell (ex-Rainbow, Whitesnake, ELP).
1990: меняется только басист: Neil Murray (ex-Colosseum, Whitesnake).
1992: группа реорганизована в составе 1981 года: Йомми, Николс, Батлер, Дио, Винни Эппис.
1994: Дио и Эппис возвращаются в группу Dio, вернули в состав певца Мартина, на месте ударника - Bobby Rondinelli (ex-Rainbow).
1995: группа реорганизована в составе 1990 года: Йомми, Николс, Мартин, Пауэлл и Мюррей.
1996-1997: реформация оригинального состава, активные гастроли по всему свету, но с разными ударниками. В декабре 1997-го - запись двух концертов в Бирмингеме и Ливерпуле с Биллом Уордом для двойного альбома (плюс две новые студийные вещи - "Psycho man" & "Selling my soul"). Альбом появится в продаже на Хэллоуин (31 октября) 1998 года. Ввиду перенесенного вскоре после концертов Уордом микроинфаркта (все обошлось благополучно), турне с Black Sabbath, которое завершится лишь весной 1999 года, продолжает "второй" драммер Винни Эпписи. За клавишными, конечно, Джефф Николлс. Альбом вновь возрожденной легенды будет называться "Reunion" ("Воссоединение") с "подзаголовком" - "Songs from the Black Box" ("Песни из Черного Ящика").
Теперь история самой значительной группы в хеви-метал. Хронологически стали "металлической" группой №2 после Led Zeppelin, фактически же - первой, так как последние все-таки играли хард-рок на блюзовой основе, а не метал, по большому счету. Третьими, как известно, стали Deep Purple с альбомом "In rock". Вклад Black Sabbath в развитие и становление жанра, что бы ни утверждали оппоненты, с "высоты" сегодняшнего дня определенно видится главенствующим. Даже оставив в стороне тот факт, что группа Тони Йомми оказалась наиболее стабильной и живучей в сравнении с двумя другими "динозаврами", и только исходя из творчества, можно твердо остановиться на предыдущем выводе: об этом ниже. Не говоря уже о том, что Led Zeppelin и Deep Purple оставили после себя лишь клонистов типа Kingdom Come, подражателей, но не последователей, развивающих идеи. Тогда как Black Sabbath стали первооткрывателями целого обособленного и одного из самых прогрессивных направления в метале - DOOM, и являются, по сути, Иконой для коллективов этого стиля. Нисколько не умаляя гигантских заслуг перед Роком других монстров, на творчестве "Черного Шабаша" стоит остановиться чуть более подробно.
Первые репетиции начались в конце 1968 года, несколько раз музыканты меняли название, на Black Sabbath остановились в конце 1969 года после просмотра одноименного итальянского фильма ужасов. Тогда же демо с песней "Новый Франкенштейн" (безвозвратно утерянное) решило судьбу контракта с компанией NEMS Records. Первый же альбом группы занял 16-е место в ежемесячном Британском рок- параде, который проводил журнал "Melody Maker". На 15-м был второй диск Led Zeppelin... Слушателю предстала совершенно новая музыкальная атмосфера, полная загадочности, убийственно тяжелой по тем временам риффовой структуры и, одновременно, готической мелодики. Ничего подобного до сих пор в музыке не было, и Black Sabbath мгновенно стали культовой группой в обоих полушариях. Дебют группы был подлинным шедевром, революцией в "тяжелой" музыке, до сих пор он остается эталонным для всего нынешнего широкого движения стиля Doom.
Black Sabbath пели о "черных силах", ведьмах и вампирах, очень необычно сочетая "потусторонние" проблемы с современными. Социальность была присуща для всего раннего творчества этой Бирмингемской группы. Злые, колючие тексты, многие антивоенного характера, резко выделяли коллектив из сонма рок-групп хиппи- мейнстрима, в песнях которых главной темой были любовь и нирвана. Главной заботой английской цензуры было правильное "прочтение" мудреных текстов Black Sabbath, и тогда такие песни как "War pigs" ("Свиньи войны") даже не удавалось "протащить" печатным текстом на конвертах. Они никогда не были "сатанинской" группой, а перевернутый крест на развороте первого альбома был не более, чем условием записывающей компании, пытавшейся самой определить имидж ансамбля. Напротив, "нормальный" крест настойчиво выделяется всеми членами группы во время концертов, на оформлении последующих дисков. Даже лады гитары Тони Йомми вместо точек украшают кресты. Они представили миру Зло как персонаж, чтобы люди не забывали об этом, и они первыми объявили, что песнями о любви и цветах мир к лучшему не изменить...
Платиновыми сейчас, после многократных переизданий, являются ВСЕ программы ансамбля. По выходе же этот статус получили лишь первые пять. Каждый последующий из них, начиная с третьего, альбом был лучше предыдущего, но проект 1973 года явно прошел по инерции, судя по отношению публики к очередным, еще более глубоким программам 1975-1978 годов. "Master of reality" - зеркало Dooma, в которое глядели Tiamat, записывая альбом "Clouds" (см. Tiamat). В "Томе-4" продолжается развитие соборных мотивов, тут же заложен весь будущий трэш и впервые появляются элементы арт-рока. Все более активно осваивает в студии клавишные Тони Йомми, все лучше поет Оззи, все теснее для группы становятся рамки созданного ими стиля.
"Sabotage", как и следующий диск, получил по выходе только золотой статус. Публика просто млела от програм коммерциализировавшихся на нет Deep Purple и понять не могла, куда несет Black Sabbath? В 1975-м группа представила меломанам всего три "забойные" вещи, причем необычно длинные и с часто меняющимися ритмическими и риффовыми рисунками. Остальная продукция альбома "Саботаж" скорее напоминала слегка утяжеленный Genesis c использованием, к тому же, женского хора.
Альбом 1976 года определил отход от Doom к более скоростным структурам со ставшими уже у Black Sabbath традиционными использованиями приемов из арт-рока и классики. Группа росла на глазах, гитарные соло Тони Йомми вдруг преобразились в сложную и запутанную паутину с очень красивыми кружевами, чего никогда не добивались ни Jimmy Page, ни Ritchie Blackmore. В каждой вещи темы сменяли друг друга раз за разом, сторонникам монотонного хард-рока просто не за что было зацепиться своими мозгами. Наличие профессионального органиста-аранжировщика Джезза Вудраффа, смелое введение в тяжелые структуры акустики и прекраснейшая из баллад "She's gone" cделали этот альбом самым первым "чистым" Прогрессив-метал- проектом.
Этот альбом стал для группы камнем преткновения. В музыкальном отношении самый сложный и "завернутый", скоростной, но с самыми неожиданными переходами в меланхолию и астрал, этот проект до сих пор мало кто понимает. А ведь в нем Black Sabbath расширили границы своей музыки до недосягаемых ранее любой "тяжелой" группе территорий. Великолепное в своей смелости смешение метала, арт- рока и джаз-рока (!) с использованием медной секции, лучшая за все его годы работа клавишника Дона Эйри... Весь запас идей современного Прогрессив-метала был отработан бирмингемцами на этом шедевре, и едва ли кто сегодня может повторить подобное, включая самые авангардные прогрессивные команды. Поклонники Psychotic Waltz, Iced Earth и King Diamond, не забудьте об этом!
Находились бы Black Sabbath под крышей какого-нибудь независимого лэйбла, кто знает, может быть и сегодня они входили бы в почетный легион прогрессив-метала, который, как и Doom, обязан своим существованием именно им. Но чрезвычайно низкий уровень продажи тиража альбома 1978 года заставил руководство POLYGRAM/VERTIGO Records потребовать возвращения к старым структурам. Спустя ровно десять лет в 1980 году вышел второй коммерчески чрезвычайно успешный проект Black Sabbath - диск "Небеса и ад" (Top-10 в Великобритании и Тор-30 в США).
Как выяснится в дальнейшем, возникшая традиция в юбилейные годы выпускать самые коммерчески удачные и композиционно слабые альбомы у ансамбля сохранится. Следующий проект "Mob rules" с Винни Эпписом на ударных снова поднял группу к исходной Doomовой позиции. Медленный и тяжелый, с акустикой и клавишами под скрипки, очень удачно перестроившимся вокалом Дио, этот альбом большинство посчитало слабее предыдущего. Но кто ждал от группы серьезной работы, разочарованы не были: длинные эпические композиции представили саббатовский Doom в новом ракурсе - отличная работа.
На волне успеха Дио начал сольную деятельность. Вернулся окрепший после болезни Уорд, а новым вокалистом стал Иан Гиллан. Вот кто из всех певших после Оззи в Black Sabbath вокалистов был действительно достойной заменой! "Born again", как ни странно, занял 4-е место в хит-параде Англии, хотя коммерческим его даже с натяжкой не назовешь. Напротив, это был самый грубый и мрачный диск группы за всю историю. И один из самых неординарных и новаторских после серии шедевров 1973-1978. На альбоме представлен Doom самого тяжелейшего характера с очень неожиданными и нехарактерными для группы заездами на трэшевые территории. Очень атмосферный и трудный для восприятия проект. Чтобы понять эту работу, нужно, прежде всего, уловить ее Дух. И несомненно, это лучший альбом в истории Иана Гиллана после арии Христа в рок-опере Andrew Lloyd Webber/Tim Rice. Но издевательское отношение критики, как и в случае с альбомом 1978 года, когда обвинять торопятся те, кто сам ничего не понял, привели команду к очередному кризису, который, как на зло, преследует ее после самых интересных работ.
Первый, записанный с его участием альбом (1987) вновь оказался в ряду шедевров группы и, как следствие, миновал все хит-парады. Doom-метал нетрадиционного характера, который могли сотворить только его создатели, не похож ни на одно другое произведение этого жанра. Снова восточные мотивы, богатые аранжировки, гигантский и монолитный звук гитары, высокий, но удачно вписавшийся вокал - основные характеристики этого прекрасного альбома. Отдельное впечатление добавляет оформление обложки: словно изваянные из камня мужчина и женщина на коленях; голова женщины покоится на груди мужчины, и будто вся человеческая скорбь заключена в этом прекрасном монументе.
В дальнейшем Black Sabbath перешли в лоно самой мощной на сегодня видео/аудио корпорации EMI-THORN, где диктат руководства и контроль за творчеством группы еще более усилился. Позднее творчество группы менее революционно, чем в 70-е и 80-е, но уровень программ остается самым высоким. В Тор-10 Британии попали альбомы 1989 и 1990 годов, но если первый из них в целом DOOMовый, то следующий, юбилейный, снова неприятно удивил явной ориентацией на Штаты: мелодичный, сильно нашпигованный клавишами, обычный хард-рок, да к тому же с пренеприятнейшими хоровыми распевками, Black Sabbath примененными впервые и единожды.
Возможно, личное отношение к своему делу вновь заставило Йомми заняться более серьезным проектом. Для этих целей был возрожден оригинальный состав 1981 года, и альбом "Dehumanizer", сочетающий в себе на три четверти очень толковый Doom и на четверть - прогрессив, снова проскочил мимо хит-парадов. Диск 1994 года с возвратившимся Мартином получился слабее, хотя и неплохим. Дело в том, что программа была задумана под вокал Оззи, об объединении с которым года полтора кричали все западные журналы. Но, как сказал в интервью Батлер, в очередной раз покидая Black Sabbath - теперь в направлении Оззи - руководство американского отделения EMI -IRS, нынешние "хозяева" группы наотрез отказались поддержать этот, казалось бы, даже коммерчески выгодный проект. Оззи занялся своим очередным сольником, Йомми пришлось возвращать слегка подобиженного Мартина, после записи "Cross Purposes" ушел страшно злой на руководящую конъюнктуру Батлер.
Казалось бы, связанный по рукам и ногам многолетним контрактом Йомми снова выдаст что-нибудь "прихардованное". Не тут-то было! Он опять доказал окружающим, что Black Sabbath не просто крепкий орешек. Последний на сегодня альбом "Forbidden", записанный в составе 1990 года, махом свел на нет потуги нынешних британских соперников группы в стиле Doom ансамбли Paradise Lost и My Dying Bride, которые уже определенно выдохлись за три-четыре года деятельности. "Forbidden" - это Black Sabbath времен "Volume 4" в современном изложении: вязкий, тяжелый, медленный, отменно отриффованный дум-метал в лучших его традициях. Поклонники не узнали Тони Мартина - он вдруг показал, что может не только подражать Дио. На диске 1995 года вокал звучит совершенно иначе, открылись тайные возможности Тони, и порой кажется, что здесь даже Оззи бы лучше не спел. Группа из музыкантов, которым под 50, не только не прозябает, она продолжает давать пример вдохновенности, целеустремленности и умения никогда не сдавать завоеванных позиций.
В апреле 1998 года печальное известие о гибели в автокатастрофе уникального ударника Кози Пауэлла потрясло огромное количество как близких с ним людей, работавших вместе в разные годы, так и его многочисленных почитателей. На посмертной фотографии 50-летний Кози выглядит не старше 40, а его бесконечные успешные увлечения молодыми девушками продолжались бы еще много лет...
Первый соло-альбом басиста Джизера был выпущен им, собственно, назло (из его же интервью) Тони Йомми, который "не позволил (ему) включить (в программы Black Sabbath 1992 и 1994 гг. ) действительно должные бы сегодня соответствовать (этой группе) очень тяжелые вещи". Материал получился действительно "тяжелым", в том числе для его восприятия, т.к. классический трэш, тем более с рыком дэт- вокалиста Burton C. Bell, при всей его определенной свежести, в рамки привычной стилистики всего Саббатовского конгломерата не вписывался. Хвалебные рецензии "металлических" критиков, равно как и восторги наиболее экстремальных поклонников метала, слава Богу, не побудили его продолжать в этом же духе. Альбом 1997 года с участием "нормального" вокалиста Carl Brown получился действительно "эталонным" - с фирменным Саббатовским саундом середины 70-х. Состав "инструменталистов не изменялся: Джизер (бас, клавишные), старый его приятель еще со времен не выпустившей тогда ни одного альбома Geezer Butler Band (1985-1987) Pedro House (guitars), Dean Castronovo (drums, of Ozzy).
Три альбома Уорда не столь броские, но не менее значимые для любого фана основной группы. Представленный здесь материал очень своеобразен, хотя и расположен в рамках Sabbath-oriented-Doom с элементами прогрессива. Причем "Along the way-2" - это заново переигранный современным составом Уорда (с измененными аранжировками) дебют 1990-го года. Только две вещи с вокалом Осборна (по мнению многих критиков, действительно не очень "вписавшемся" в размеренный темп программы) заменены на It's all right (Black Sabbath-'76) & Swinging the chain (Black Sabbath-'78), в которых и в оригинале пел сам ударник.
Сольник Дона Эйри, где ему помогли его же коллеги из Colosseum (Gary Moore, guitars) и будущие участники Black Sabbath (Cozy Powell, drums, Neil Murray, bass, который также был и в составе "Колизея" в 1976 году), посвящен погибшей экспедиции на Эверест. Здесь Эйри в очередной раз продемонстрировал не только мастерство настоящего рок-композитора, но и технику, достойную признанных виртуозов (Kieth Emerson, Rick Wakeman).
Сольная продукция Глена Хьюза и Тони Мартина за рамки традиционного Хард-рока не выходит. Этакая проекция стилистики альбомов Black Sabbath с их участием в еще более мягкое и прямолинейное русло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий